BITTUEV TEXTILE COMPANY
Отчëт по исследованию
выявление и анализ преобладающих тенденций оформления фирменного стиля в сегменте оптово-розничной продажи текстиля и фурнитуры.
Проведенные нами исследования являются подготовительной аналитической частью разработки нового эффективного фирменного стиля компании, занимающейся оптово-розничной торговлей текстилем. В рамках анализа нами были определены основные ожидания и страхи потребителя, относящегося в ЦА, основные ценности в рассматриваемой области, сложившийся в результате длительного эволюционного процесса язык визуальной коммуникации, его наиболее ярко выраженные особенности и тенденции развития в перспективе. Для этого мы рассмотрели не только логотипы и фирменные стили прямых конкурентов, но и некоторых игроков смежных сегментов, тесно связанных с рассматриваемой областью и оказывающих на нее непосредственное влияние (например производсто текстиля или создание принтов для ткани).
Основные ценности
общие для рассматриваемой области:
1. качество;

2. доступная цена;

3. честность продавца;

4. актуальность и разнообразие ассортимента (принты, расцветки, фактуры);

5. способность выполнить обязательства по поставке (для оптовиков).
Основные клиентские страхи:
1. несоответсвие заявленного качества ткани реальному (по плотности, составу, санитарно-гигиеническим показателям и т.д.);

2. несоответствие реального объема реализованного товара заявленному (меньше метров в рулоне или неправильно отмеренная длина в розничной продаже);

3. отсутствие ассортимента, либо его несоответствие заявляемому (много образцов, но товара нет в наличие, либо его недостаточно);

4. завышенные цены;

5. неспособность выполнить взятые на себя обязательства.
Основная задача разработки фирменного стиля, помимо создания узнаваемого образа, выстроить систему коммуницирующую с потребителем таким образом, чтобы транслировать на компанию общие для сегмента рынка ценности и нивелировать клиентские страхи.
В результате исследования мы пришли к выводу, что компании осуществляющие деятельность в заданном сегменте рынка подходят к решению этих задач очень неровно. Это обусловленно общей неоднородностью рассматриваемой области, где есть игроки очень разные по масштабу и длительности существования. Их общие черты и различия мы и разберем ниже.
Цветовые решения
При исследовании конкурентов, осуществляющих деятельность в тех же территориальных рамках, что и наши клиенты (в настоящее время) мы убедились в практически полном отсутствии сознательного подхода к визуальному оформлению. Для большинства локальных игроков достаточно крупной надписи «ТКАНИ» на вывеске.
Логотипы других говорят о наличии определенной истории и несут на себе отпечаток тех времен, когда к фирменному знаку относились, как к картинке, которая должна была, прежде всего, нравиться хозяину торговой точки. Возможности самовыражения у дизайнеров в то время, да и общее качество дизайна, как искусства проектирования и решения конкретных задач, были на очень низком уровне, что особенно заметно в настоящее время. Отголоски бездумного подхода к дизайну существуют и сегодня.
Для небольших торговых точек характерно использование ярких контрастных цветовых сочетаний. Для магазинов, расположенных внутри и вблизи рынков это когда-то было вынужденной мерой, чтобы их на общем фоне легче заметил клиент. Но сейчас среди подобной цветовой «какофонии» эта мера эффективно не работает. Тем не менее, тенденция не исчезла.
Особенно выделяется на общем фоне любовь к красному цвету в оформлении, которая одинаково сильна и у специализированных рынков, и у небольших торговых точек. Характерна она не только для СКФО, а затрагивает всю Россию и перекликается с не менее ярко выраженным пристрастием к красному у различного рода швей и провинциальных модельеров. Возможно такой выбор цвета связан, как раз с неосознанным желанием понравиться своей конкретной целевой аудитории. Именно неосознанной, потому, что о сознательном проектировании здесь говорить не приходится.
На этом фоне позитивно выделяется фирменный стиль Rahman Group. Лев в качестве фирменного знака транслирует мощь, надежность и уверенность, что поддерживается использованием активного красного цвета. Здесь не приходится говорить о случайности колористического решения и оно однозначно удачное. Однако именно благодаря успешной работе компании и близость торговых точек заставляют нас отказаться от подобных цветовых сочетаний дальнейшей работе над проектом, т.к. помешает добиться узнаваемости бренда.
Для фирменных стилей текстильных предприятий, как российских, так и зарубежных, традиционным является использование синих оттенков.
Популярность синего цвета связана с тем, что это сильный, спокойный костюмный цвет, который создает правильное «деловое настроение». Он говорит клиенту о серьезности, солидности и масштабности компании, где все регламентировано и работает, как часы. Это нивелирует один из основной страхов в области промышленного производства ткани - неспособность выполнить заказ в оговоренные сроки.

Каким образом эта общая черта отражается на рассматриваемом нами сегменте? Длительное использование синего цвета в данной области приучила игроков рынка, что синий - цвет производителя ткани. Оптовые продавцы активно используют этот стереотип, чтобы создать у клиента подсознательное ощущение, что продавец имеет какое-то отношение к производству, т.е. имеет возможность продавать по более низкой цене, влиять на качество продукции и ее ассортимент, а также способен быстро и точно предоставить нужный товар в большом объеме.
Также распространенным колористическим решением в рассматриваемой области является использование многоцветия. Это должно демонстрировать потенциальному клиенту разнообразие товара, широту ассортимента. На эту ассоциативную связь делают ставку в основном розничные продавцы, т.к. на рынке крупного опта важнее стабильность и надежность, чем разнообразие. А вот для основной части розничных потребителей (женщин в общем и швей в частности), наличие богатства цвета и фактур является неоспоримо привлекательным фактором. Однако использование подобных колористических решений затрудняет дальнейшее развитие таких игроков и их выход на рынок более-менее крупного опта. Это обязательно нужно учитывать при создании фирменного стиля с запасом на увеличение объемов продаж в ближайшие годы.
Форма и язык символов
Производство и реализация текстиля относятся к одним из древнейших занятий человека, изменявшихся и эволюционировавших вместе с развитием культуры. За это долгое время у человечества вырабатывались определенные визуальные стереотипы, связанные с технологическими процессами и продукцией. Одни из них исчезли вместе с переходом от натурального хозяйства к полноценному промышленному производству, другие актуальны до сих пор. Появились и относительно новые узнаваемые образы прочно встроившиеся в наши ассоциативные цепочки. Например мало кто сегодня знает, как выглядит, а тем более определит в утрированном, стилизованном виде ткацкий станок, челнок или веретено, но пуговицу, иглу, ножницы мы используем до сих пор. Ткань, как прежде продается рулонами или отрезами. Но процесс создания ткани изменился и мы его представляем определенным образом. Застежки-молнии, которые появились относительно недавно, мы узнаем без труда даже в очень стилизованном виде из-за тотального их распространения и ежедневного использования.
Итак, есть определенный актуальный набор символов, позволяющий потребителю, как это вошло в традицию со времен, когда грамотность была скорее исключением, чем правилом, без чтения дескриптора определить род занятия компании. В рассматриваемом нами сегменте и смежных областях большая часть компаний активно использует эти символы с различной степенью успешности.
ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ НИТЕЙ
ТКАНИ В РУЛОНЕ, ОТРЕЗАХ, ЛОСКУТКАХ.
ШВЕЙНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Шрифтовые композиции без знака также встречаются достаточно часто. Их выбирают текстильные предприятия, производящие ткани для мужских костюмов премиального сегмента (такие логотипы зачастую и похожи по характеру на «костюмные»), а также компании, осуществляющие деятельность в нескольких отраслях.
Наиболее малочисленная часть компаний в рассматриваемом сегменте использует отвлеченные знаки без привязки к деятельности. Это связано с разными причинами от отсутствия сознательного подхода к созданию фирменного стиля, до желания выразить скорее собственную территориальную принадлежность (в расчете на лояльность по принципу землячества или репутацию текстильных традиций региона).
Есть и компании делающие ставку скорее на создание настроения, чем на четкую идентификацию по роду деятельности.
ШРИФТЫ
Невозможно четко разделить проанализированный материал по применению шрифтовых гарнитур. Здесь они встречаются во всем многообразии (от классической антиквы до современных гротесков) и их выбор обусловлен личными вкусовыми пристрастиями администрации компаний, либо согласованностью с идеей и ценностями созданных фирменных стилей.